Развитие без границ
20.02.2018
Поделиться: 6
  • Facebook
  • Vkontakte
4770

Домашние занятия ментальной арифметикой

Динамичность современной жизни меняет требования ко всем поколениям людей, заставляет тренировать отдельные качества, навыки, чтобы успеть, не отстать, понять, сделать. Особенно важно найти свой ритм детям, только стоящим на пороге непредсказуемого водоворота жизненных событий. Понимая данную необходимость, родители стремятся дать им дополнительное образование, расширить школьные рамки.

Одна из популярных и эффективных методик развития интеллектуальных способностей – ментальная арифметика. В крупных городах России и стран СНГ создаются специализированные центры обучения, например, «Академия развития интеллекта SMARTUM» в Минске. Видеоматериалы групповых занятий впечатляют, но не все родители в состоянии оплатить профессиональный курс. Можно ли организовать занятия по ментальной арифметике дома? Насколько они будут эффективными?

Зачем нужна ментальная арифметика детям?

Многие родители задаются вопросом, зачем нужна ментальная арифметика. Для обучения данной методике есть несколько причин, они указаны ниже.

  1. С помощью упражнений школьник добивается отличных результатов, решая различные математические действия (сложение, вычитание, умножение, деление). Все эти процессы происходят только в уме, без помощи каких-либо технических приспособлений;
  2. благодаря одновременной гармоничной деятельности головного мозга повышается успеваемость в школе по всем предметам;
  3. появляется уверенность в себе и умение быстро находить верное решение;
  4. улучшается память и внимание, на ходу запоминаются большие тексты, успешно изучаются иностранные языки;
  5. формируются таланты школьника в таких сферах, как рисование, музыка;
  6. данная программа учит настойчивости в достижении результата, а это хорошо сказывается на спортивных достижениях ребенка.

ментальная арифметика для детей дома

Можно ли учиться ментальной арифметике самостоятельно в домашних условиях?

При желании и некоторой подготовке ментальной арифметике для детей можно научиться дома.

У детей должен быть наставник, уже освоивший профессиональный курс обучения ментальной арифметике. Все участники процесса должны хотеть регулярно и продуктивно заниматься.

В теории все складывается. Но на практике выявляются моменты, существенно снижающие результативность занятий:

  • дети не воспринимают родственников в качестве педагогов;
  • домашняя обстановка не способствует продуктивности, всегда найдутся отвлекающие факторы: любимый кот, недостроенный конструктор и т. п. В обстановке групповых занятий на курсах это исключено;
  • родителям может не хватить терпения, чтобы добиться закрепления того или иного навыка. Проявление раздражительности сказывается негативно;
  • искажение упражнений наносит вред. У обычных людей, осваивавших методику самостоятельно, без профессионального руководителя, не может быть уверенности в ее доскональном знании.

Обучение в специализированных центрах предполагает также домашнюю подготовку. В рамках программ занятий школьников, дошкольников, подростков создана онлайн-платформа. Задания разбиты на уровни, соответствуют возрасту, разработана система поощрений за успехи, например, просмотр в конце мультфильма. Это хорошая мотивация для ежедневных домашних тренировок.

ментальная арифметика для детей дома

Достоинства профессиональных курсов

Несмотря на то, что ментальной арифметикой можно заниматься дома самостоятельно, специалисты считают, что лучше отдать ребенка в руки профессионалов. В «Академии развития интеллекта SMARTUM» ребенок попадает в коллектив, получает возможность социальной адаптации, сравнения собственных успехов с достижениями других ребят. Эти условия более благоприятны и действенны, чем домашние.

Другие преимущества:

  • наличие уникальных пособий, не имеющихся в точках продаж;
  • опытные преподаватели. На тренингах и семинарах они постоянно повышают уровень квалификации;
  • отслеживание динамики образовательного процесса.

Резюмируя, можно сделать следующий вывод: организовать домашние занятия ментальной арифметикой возможно, но результат будет разительно отличаться от навыков, приобретенных во время посещения курсов.

Инструменты для обучения счету

Для того чтобы обучаться ментальной арифметике дома, нужно:

  • купить счеты соробан;
  • приобрести учебник с теоретической частью, где изложены правила работы с инструментом;
  • найти тетради с теоретическими упражнениями.

ментальная арифметика дома

Как считать на абакусе?

Некоторые родители спрашивают, как научить ребенка ментальной арифметике дома. Для этого нужно сначала самим научиться считать на абакусе. Вот основные правила:

  • начинают откладывать косточки с нижнего ряда;
  • направление перемещения – справа налево;
  • при сложении вначале набирается одно число, а затем к нему прибавляются разряды второго;
  • если костяшек ряда не хватает, нужно использовать элементы, расположенные на один ряд выше.

Сложение

Главное правило счёта на абакусе: «Считать нужно слева направо», что не соответствует привычному нам способу вычисления.

Начинать вычисления стоит с чисел, сумма и разность которых даёт не более 9 при сложении и не менее 1 при вычитании.

Примеры вроде 1+6, 2+7, 12+24 или 123+432 подойдут на первых порах.

  • Начнём со сложения единиц: для примера 1+2 поднимите на крайней правой спице 1 костяшку вверх, а затем добавьте к ней ещё 2. 
  • Для примера:12+32. Откладываем в колонке десятков — 1 косточку, в единицах — 2. Затем к 1 костяшке придвигаем 3, к 2 костяшкам единиц ещё 2. 

Вычитание

Изучать вычитание также стоит с простых примеров:

  • Рассмотрим вычитание на единицах. Простой пример: 4 - 2 = 2. Из четырёх поднятых костяшек убираем 2 и получаем результат.
  • Простой пример с десятками: 24 - 13 = 11. Из столбца десятков убираем 1 костяшку остаётся 1. Переходим к единицам: от 4 костяшек отнимаем 3, у нас остаётся 1 костяшка. Результат готов.
  • По тому же принципу работаем с сотнями: 432 - 322 = 110. Из столбца сотен от 4 отнимем 3, из 3 вычтем 2 останется 1, из 2 вычтем 2 — все костяшки из столбца единиц возвращаются в нулевую позицию.

ментальная арифметика дома самостоятельно

Умножение

Обратите внимание: чтобы умножать на абакусе, нужно хорошо знать таблицу умножения.

Также необходимо запомнить следующие термины, которые мы рассмотрим на примере a x b = c, где:

a — это множимое;

b — это множитель;

с — произведение.

Пример: 43 x 8 = 344.

Шаг 1

В первом столбце слева устанавливаем множитель — 8, отступаем один столбец и откладываем множимое — 43. Отступаем 2 столбца — с этого столбца начнём записывать результат.

Шаг 2

Умножаем 3 на 8. Результат 24 записываем в 7 и 8 столбцах. Завершая операцию, убираем цифру 3 с доски, сдвинув костяшки вверх.

Шаг 3

Умножьте 4 на 8. Результат 32 запишите следующим образом: 3 в 6 столбец — перед прошлым результатом, а 2 сложите с результатом в 7 столбце, то есть с 2. Три цифры в результате дают ответ — 344. 

Деление

Делимое набирается на спицах в правом конце абакуса, делитель — в левом конце. Результат записывается посередине.

Между делимым и делителем рекомендуют оставить минимум 4 пустых столбца для записи результата.

Также существуют правила размещения первой цифры частного:

  • Если количество цифр в делителе меньше (или равно) количеству цифр в делимом, расположите первую цифру частного, отступив 2 столбца слева от делимого.
  • Если количество цифр в делителе больше, нежели в делимом, начните располагать частное, отступив 1 столбец слева от делимого.

Пример: 72 ÷ 2

  1. Помещаем делитель 2 в левую часть счёт, делимое — 72 — в правую.
  2. Делим первое число 7 на 2. Цифра 2 помещается в 7 полностью три раза — поднимаем 3 костяшки в соответствии с правилом №1, отступив 2 столбца влево от делимого.
  3. Умножим полученное число 3 на делитель — 2. Результат — 6 — вычтем из первой цифры делимого — 7. Убираем лишние костяшки, остаётся единица.
  4. Остаток от делимого — 12 делим на делитель — 2. Полученный результат — 6 помещаем в следующий свободный столбец для записи результата. Получаем в итоге — 36. 

Как пользоваться пальцами без использования счетов?

Конечный результат обучения ментальному счету – это решение арифметических задач на пальцах, без абакуса. Знакомство с этим методом практической работы начинайте с простых упражнений. Считать на пальцах нужно следующим образом:

Представьте, что рука — это абакус.

Пальцы левой руки отвечают за числа, кратные 10.

Большой палец – это 50.

Правая рука — это числа от 1 до 9, большой палец обозначает цифру 5.

Сжатые кулаки — 0.